Мнение эксперта: Артем Сиразутдинов

Слияния и поглощения № 3
7 марта

Артем Сиразутдинов, заместитель Председателя Правления ОАО АКБ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ»

Инвестиционные решения в современном мире действительно принимаются не столько на основе математических данных, сколько на субъективных оценках конкретного инвестора. Конечно, есть несколько общеизвестных академических параметров и коэффициентов, которыми руководствуются инвесторы для формирования первичной оценочной стоимости. Однако почти в 100% случаев цена, определенная таким путем, не берется как финальная за основу для принятия решения. За свой почти 20-летний опыт работы в private equity фондах и инвестбанках, реализовав более 100 различных сделок M&A, я ни разу не сталкивался с применением только академического подхода в оценке актива. В каждой из этих сделок на цену влияли определенные эмоциональные факторы, то, что называют behavioral finance — поведенческие финансы.

Я считаю, что невозможно основываться только на академическом подходе, хотя и такие сделки существуют. Например, при покупке недвижимости институциональным инвестором. Но, как правило, даже такой институциональный инвестор почти никогда не входит в проект, не имея стратегического инвестора в качестве партнера. Есть даже такая поговорка — отличный партнер и хорошая сделка всегда лучше, чем отличная сделка и хороший партнер. А стратег, в свою очередь, все равно оценивает предприятие, основываясь скорее не на научных, а на субъективных факторах.

Чаще всего первое, на что обращает внимание инвестор, принимающий решение о покупке предприятия, это то, как оно будет вписываться в комплекс уже имеющихся активов. Второй фактор — это политические интересы, которые тем или иным образом могут оказывать влияние на существующий бизнес. И третий фактор, может быть самый нелогичный, но я сталкиваюсь с ним регулярно. Это мнение некоего непререкаемого внешнего авторитета — «лучший друг посоветовал». Аналитический подход тут уже не работает, от подчиненных потребуют сформировать аналитическую базу в поддержку уже принятого решения. Именно здесь кроются основные финансовые потери.

Любопытно, что эмоциональная основа принятия решений в равной степени свойственна и российским, и зарубежным инвесторам. Только если последние стараются под свое уже принятое на эмоциональном уровне решение подвести достойную аналитическую базу, то наши соотечественники зачастую не настолько щепетильны в аргументации — «хочу, поэтому покупаю». Полное пренебрежение научным подходом к оценке проекта это провальный путь. Опыт подсказывает, что если приходится выбирать между двумя этапами оценки, то лучше сделать ставку на академический подход, отбросив все эмоциональные факторы, чем наоборот.